Тверская область, г. Торопец,
ул. Калинина, д. 53
+7 910-536-15-45
8-48268-2-37-98

д. Луги. Церковь Троицы Живоначальной

Главная » Андреапольский район » Храмы города и района » д. Луги. Церковь Троицы Живоначальной

д. Луги. Церковь Троицы Живоначальной

Церковь. Не действует.  
Престолы: Троицы Живоначальной 
Год постройки: 1764. 
Адрес: Тверская обл., Андреапольский район, с. Луги.     
Церковь построена на средства прихожан строительной артелью торопецких каменщиков в 1764 г. и принадлежит к кругу памятников торопецкого барокко. Стоит в центре села на небольшой площади. Церковь выстроена из кирпича и имеет три отчетливо читаемых строительных периода. Древнее ядро церкви - двусветный четверик храма, чуть вытянутый по продольной оси и перекрытый сомкнутым сводом, - несёт узкий световой фонарь, увенчанный глухим круглым барабаном. Граненая апсида уже четверика. Трапезная равна по ширине храму и имеет южный придел с прямоугольной апсидой. В кон. XVIII в. к трапезной с запада пристроили новый объем с обширным северным приделом и с прямоугольным алтарем. При этой перестройке для оформления фасадов использовали мотивы убранства старых частей трапезной, максимально сохранив внутри стены предыдущего строения. В середине XIX в. с запада возвели отдельно стоящую колокольню в стиле позднего классицизма.    Убранство фасадов древней церкви имеет довольно развитые декоративные формы с плоскими рамочными наличниками, оформленными ушами и бровками над окнами с лучковыми перемычками. Раскрепованные по углам пилястры имеют мелкопрофилированные капители, продолжающие обломы карниза. В пристроенных частях трапезной карнизы более дробные, а наличники на окнах с лучковыми перемычками имеют более простую форму. Западный портал повторяет ранние декоративные мотивы. Трехъярусная столпообразная колокольня, квадратная в плане, завершена высоким шпилем с подкрестным яблоком. Нижний ярус оформлен плоскими фронтончиками, верхний - квадровым рустом.    Храм перекрыт сомкнутым сводом, апсида - коробовым с лотками над гранями. Пространство трапезной перекрыто лотковыми с распалубками сводами. Благодаря западной пристройке оно имеет продольную ориентацию. Внутри храма сохранились фрагменты настенной живописи и иконостаса.       Высокий левый берег Западной Двины за Андреаполем почти безлесный. Поля усеяны булыжниками и валунами с окаменелостями. Болотистых мест нет. Глухие боровые леса уходят здесь к самому горизонту, и лишь перелески, рощицы да неглубокие овражки подступают к проселочной дороге. Почти в самом конце ополья лежит село Луги, куда из города легко добраться на автобусе или на попутной машине. Само название села, видимо, связано с опольем и упоминается среди прочих сел вокруг Андреаполя как пограничный погост Московского и Литовского княжеств в конце XV века. Маленького всхолмления в центре Лугов было достаточно, чтобы поставленная в середине XVIII века церковь выделилась в окружающем пейзаже. Строила церковь какая-то торопецкая артель каменщиков: принесла из города хорошо известный ей образец. Однако то ли денег не хватило у прихожан на величавую торопецкую постройку, то ли артель была неопытной, но торопецкий образец явно претерпел изменения. У храма над четвериком нет традиционного восьмерика. Он перекрыт сомкнутым сводом и лишь в центре, как (воспоминание о своем далеком прототипе, поднимается восьмигранный световой барабан, увенчанный главкой. Остальное все по-прежнему. Такая же граненая апсида. За храмом трапезная, ориентированная поперек центральной оси. Отдельно от церкви поставлена колокольня, долгое время остававшаяся деревянной, и только лет шестьдесят-семьдесят спустя её сменила каменная. Казалось бы, строители изменили не много. Но когда начинаешь внимательно приглядываться к зданию, то испытываешь чувство, будто церковь строила не артель, хорошо знакомая с торопецким зодчеством, а её выученики, старательно перенявшие внешние приемы и не до конца усвоившие суть большого мастерства. В руках мастеров Луговской церкви традиционный двусветный четверик становится чуть более вытянутым вверх, чуть стройнее. И сразу исчезают типично торопецкие пропорции. Они выглядят более ординарными, характерными для многих памятников центральных областей. А отказ от восьмерика и замена его граненым барабаном подчеркивают упрощенность конструкции здания. Изменения в них повлекли за собой и изменения в декорации. Она становится суше. Исчезает типичная распластанность. Наличники окон и пилястры более графичны. На стенах появляется много свободных плоскостей. Декор перестает быть доминирующим, превращается в рисованное украшение плоскости, словно разбежался по фасадам, ему стало непривычно просторно. На отсутствие понимания принципов торопецкой декорации указывает маленькая, но любопытная деталь. Все три портала у церкви разные, хорошо исполнены. Однако парадный портал, южный, обращенный на сельскую улицу, оказывается самым бедным, тогда как северный, выходящий на кладбище, наиболее пышный. Такого промаха городская артель допустить не могла.  Не менее интересен еще один момент - как перестраивалось здание. Сейчас под облетевшей штукатуркой стали хорошо видны следы переделок. В западной части трапезной сделаны новые окна. С юга пристроен придел. Перестройки видны хорошо, а вот раздражения они не вызывают и даже фасада не портят. Надо было обладать поистине большим чувством такта, терпением, мастерством, чтобы спустя не один десяток лет новые части здания и все прочие его реконструкции органически связать со старыми. Только внимательно вглядываясь в детали, замечая следы переделок под обвалившейся штукатуркой, можно с трудом уловить разницу. Поистине такая работа «стоила значительной суммы денег, не малой заботы и усердия...».       

Материал взят с сайта «Народный каталог православной архитектуры» http://sobory.ru       


Фотографии объекта