Тверская область, г. Торопец,
ул. Калинина, д. 53
+7 910-536-15-45
8-48268-2-37-98

д. Добшо. Успенская церковь

Главная » Торопецкий район » Храмы города и района » д. Добшо. Успенская церковь

Село Допшо открывается с холма сразу. В центре стоит высокая церковь, а за ней виднеется узкая полоска воды соименного озера. Когда-то на берегу озера Допшо существовал погост. Сейчас этим словом часто называют кладбище. В глубокой же древности оно обозначало место, где собирались торжища-погосты или же существовали языческие святилища. Такие места особенно почитались на Руси, а если поблизости находился родник, то ему приписывали живительную чудодейственную силу. В Стране истоков чудодейственных родников было много. Иногда они действительно отказывались лечебными, содержали большое количество органических солей. Чаще же живительные свойства воде приписывала народная фантазия. Такой «святой» родник существовал и неподалеку от Успенской церкви. Еще немного более сорока лет назад один из торопецких краеведов записал: «В окрестностях погоста Допшо имеется родник, водой которого окрестные жители пользуются для лечения глаз, и на дне ключа можно почти всегда видеть монеты и другие вещи, принесенные сюда особенно признательными пациентами этого родника...». 
 «Признательные пациенты» не только приносили дань роднику. Ими же в глухом отдаленном месте была построена каменная Успенская церковь. Архитектурные формы здания, его декорация хорошо знакомы по торопецким церквам и напоминают композицию Успенской или Рождественской церкви в городе. Как и там, при церкви села Допшо была отдельно стоящая колокольня. Но что отличает Успенскую церковь от других - это декор. В нем нет ничего нового. Он хорошо известен по городским образцам. Набор же самих декоративных форм и их варианты дают бесконечные сочетания. Достаточно было увеличить ширину карниза, как убранство церкви становилось более нарядным. Однако строители этим не ограничились. Они прибегли к любопытному приему - углы четверика апсиды и трапезной между пилястрами обработали рустом. С точки зрения классического искусства такой прием совершенно неправильный, но именно он дал интересный эффект, объединил две пилястры в декоративную композицию большими полотенцами, ритмически повторенную на фасадах. Не менее красивы килевидные порталы, близкие к порталам Казанской церкви и сохраняющие традиции предшествующего столетия.  Один из излюбленных приемов торопецкой архитектуры - контраст внутреннего пространства храма и трапезной. Низкие сводчатые перекрытия трапезной, ориентированные поперек центральной оси церкви, придают интерьеру спокойное, неторопливое развитие вширь. Поэтому переход из трапезной в храм всегда неожиданный. Смена впечатлений такова, будто из уютных обжитых комнат сразу попадаешь в парадный торжественный зал. Подобные интерьеры характерны не только для торопецкой школы. Они достаточно хорошо известны по более ранним памятникам, но здесь это становится принципом, который тем активнее, чем контрастнее переход от низких помещений трапезной к высокому храму.          
(По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.) 
Материал взят с сайта «Народный каталог православной архитектуры» http://sobory.ru    


Фотографии объекта