Тверская область, г. Торопец,
ул. Калинина, д. 53
+7 910-536-15-45
8-48268-2-37-98

д. Метлино. Церковь Николая Чудотворца

Главная » Торопецкий район » Храмы города и района » д. Метлино. Церковь Николая Чудотворца

В Метлино сохранился скромный памятник Никольская церковь конца XVIII столетия. После величественных торопецких церквей с богатой декорацией метлинская кажется несколько бедной. Но она может дополнить наше представление о торопецкой архитектуре тех мест, где села были не очень богаты и где не велось большого строительства. 
 Церковь отличается, прежде всего, небольшими размерами, кажется игрушечной по сравнению с торопецкими, отчего композиция выглядит более традиционной. Из-за небольшого размера здания декор становится мелким, дробным. Аналогичные изменения происходят и с интерьером. Он складывается из маленьких, уютных помещений.  Если все изменения попытаться объяснить лишь экономической стороной дела, то это будет не совсем верно, хотя экономическая сторона остается наиболее существенным моментом. Известна масса примеров, когда в окрестностях Торопца в небогатых селах строились церкви, но уступающие своими размерами городским. Но и там наблюдается стремление придать интерьеру ощущение интимности, что достигалось чаще детализацией убранства. Это можно было заметить уже на примере церкви села Допшо. Здесь же все более наглядно. Анализируя торопецкие постройки, мы не раз отмечали, что их мастера постоянно связаны с традицией. Их вкусы по сравнению с Петербургом оставались более демократичными в строительстве. Именно этим и привлекательна местная, «периферийная» архитектура, позволяющая глубже проникнуть и истоки, питавшие местных мастеров.  Из церкви же села Метлино происходит деревянная скульптура Нила Столобенского конца XVIII - начала XIX века, хранящаяся теперь в Торопецком краеведческом музее. Скульптура вырезана почти в величину человеческого роста. Изготовлялась в монастыре Нилова пустынь на озере Селигер и была непременной принадлежностью большинства церквей в окрестных селах. Сейчас деревянная скульптура Нила, особенно такая большая, стала редкостью. Но интересна она не размерами, а тем, как резчик по дереву использовал материал. Мы привыкли, что резные иконостасы и деревянная скульптура покрывались слоем левкаса, надолго предохранявшим дерево от порчи, затем их золотили или раскрашивали. В этой же скульптуре мастер почти полностью отказался от традиционного левкашения. Сам материал, прочный и выдержанный дуб, служил лучшей гарантией сохранности. Резчик покрыл тонким слоем левкаса и раскрасил святому только одежду, бороду и волосы, а на лице и руках сохранил чистую фактуру дерева. Получился поразительный эффект. Древний старец, изнурявший себя постом, бессонницей, молитвами, - ожил. Его лицо благодаря фактуре темного коричневато-охристого мореного дуба стало удивительно похожим на лица пожилых людей, всю жизнь проведших в тяжелом труде под палящим солнцем, на жгучем морозе. Но при всем кажущемся натурализме скульптура не производит неприятного, отталкивающего впечатления. Она воспринимается собирательным образом старости, старости аскетически мудрой, а не дряхлой, со всеми его физиологическими немощами.  Показательно, что в скульптуре, как и в архитектуре, наблюдается тот же самый процесс. Образ Нила Столобенского из Метлино, аналогично скульптурам Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы из Пермского музея, мог появиться только в среде менее консервативной, нежели столица.        

Материал взят с сайта «Народный каталог православной архитектуры» http://sobory.ru    
(По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)    


Фотографии объекта