Тверская область, г. Торопец,
ул. Калинина, д. 53
+7 910-536-15-45
8-48268-2-37-98

д. Шейно. Церковь Иоанна Новгородского

Главная » Торопецкий район » Храмы города и района » д. Шейно. Церковь Иоанна Новгородского

В селе Шейно, или, как раньше называли, в погосте Шейно, находится Иоанновская церковь 1829 года. Если бы мы не видели эту церковь раньше на фотографии в музее архитектуры в Москве, то вряд ли сразу поняли бы, что перед нами культовое здание. 
По местному преданию, церковь первоначально была путевым дворцом графа Григория Григорьевича Кушелева по дороге из Краснопольца в Хворостьево. Легенда довольно заманчива для объяснения необычных форм церкви. Она в свое время увлекла даже известного историка русского искусства Николая Николаевича Соболева, побывавшего в этих местах и поверившего в нее. Но, к сожалению, при внимательном натурном обследовании легенда никак не подтвердилась и, видимо, была рождена народной фантазией, пищей для которой послужила непривычная архитектура церкви.  Недоумение вызывает, прежде всего, внешний вид здания, больше похожего на небольшой усадебный дом небогатого помещика. Такие поместные постройки еще изредка встречаются по селам. Их строили, как правило, заурядные провинциальные архитекторы, или же они создавались по произвольной фантазии владевшего селом помещика. Теперь, когда верхний ярус колокольни сломан, а главка на тонком барабанчике упала,- сходство с жилым домом стало еще больше - обычное одноэтажное здание с широкими прямоугольными окнами по странной прихоти строителя украшенное с торцов портиками.  Непривычно решение и внутреннего пространства. В первый момент кажется, будто попал в другое здание. Эффект перехода к интерьеру еще более неожидан, чем в церкви села Хворостьева. Почти все помещение занимает светлый овальный зал. Над головой во всю его ширину огромный плафон. По всему периметру зала стоят колонны ионического ордера, отделанные под розоватый агверанский мрамор. Вдоль стен, соответствуя колоннам, - такие же пилястры с лепными капителями. На колонны, подчеркивая очертания зала, опирается лепной карниз. Из-за карниза, где-то там из глубины, и начинается плафон, кажущийся невесомым. Благодаря тончайшей орнаментальной росписи ощущение материальности перекрытия зала почти отсутствует. Плафон превращен в колоссальный висящий над головой копер. Орнамент строгий - из крестов и восьмиконечных розеток. Цветовая палитра изысканна - белый, голубой, серебристо-серый с вкраплением коричневого. Краски переливаются, мерцают. Невозможно поверить, что зал мог предназначаться для православной церкви. Кажется, находишься в каком-то античном храме. Освоившись, начи¬аешь искать, где был традиционный алтарь, как размещался иконостас. Место дли них представить еще труднее, чем представить назначение этого зала под церковь. Недаром Н.Н. Соболев, видевший церковь действующей, отметил, что «строгий вид античного зала искажен более поздними образами в киотах, навешанных местами на колонны». Вероятно, «строгий вид античного зала» и породил легенду о путевом дворце графа Кушелева.  В том, что это была церковь, убеждаешься, когда видишь пилоны, оставшиеся от нижнего яруса колокольни (их кладка перевязана с кладкой стен), традиционные для многих церквей подсобные помещения по сторонам колокольни и апсиду. Только апсида не совсем обычна и расположена сразу же за колоннами зала, являясь его продолжением.  Церкви, подобные Иоанновской, вызывают удивление. Но вряд ли это справедливо. Скорее всего, оно вызвано нашим плохим знанием своего наследия. Будучи воспитанными на лучших классических образцах, мы зачастую отворачиваемся от того, что делалось помимо столицы, и не допускаем, что в провинции могли существовать какие-то свои, самостоятельные поиски новых форм, особенно в культовой архитектуре. Среди памятников городов трудно встретить непривычный, не освященный традицией храм. Они появлялись в глухой провинции, и их освящали не канонически установившиеся требования, а требования сельского населения, чьи взгляды на религию и на все с ней связанное не были такими консервативно-догматическими. Поэтому очень бы не хотелось, чтобы этот провинциальный памятник позднего классицизма сохранился только в фотографиях и обмерах.        

Материал взят с сайта «Народный каталог православной архитектуры» http://sobory.ru    
(По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)         


Фотографии объекта