Тверская область, г. Торопец,
ул. Калинина, д. 53
+7 910-536-15-45
8-48268-2-37-98

Историческая справка Псковской области

Главная » Невельский район » Историческая справка Псковской области

Историю Псковского края обычно связывают с Новгородской. Действительно, два этих великих северных города тесно связаны между собой, но все же дорога у каждого была своя. В 2003 году отмечалось 1100-летие основания Пскова (впервые он упомянут в летописях под 903 годом), но на Псковской земле есть и не менее древние поселения, например, Изборск. Еще раньше здесь жили финно-угорские племена, которые русские называли «чудью белоглазой». Первым из русских племен здесь расселялись кривичи. Они подчинялись Киеву и Псковская земля входила в состав Киевской Руси в 10—12 вв. С ослаблением Киева Псков стал подчиняться Новгороду и Владимиру. Уже в это время он стал западным форпостом русских земель против шведских и немецких атак, а позднее и литовских и польских. 5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась великая битва русского войска под предводительством новгородского князя Александра Невского с войском Ливонского ордена. Эта победа в ледовом побоище на столетия предопределила судьбы России.

Именно Александр во главе новгородской дружины освободил Псков от ливонцев. Этому предшествовал кратковременный период власти захватчиков, — единственный раз, когда город был взят за всю историю псковской крепости, и то, — благодаря предательству прогерманской партии в среде псковского купечества и лично боярина Твердилы Иванковича, открывшего ночью ворота во время осады. Триумфальный въезд в город благоверного князя, которому еще предстояла блистательная победа на льду Чудского озера, является одной из самых ярких страниц истории Пскова.

Св. Александр Невский почитается как покровитель воинства. В Пскове есть храм, построенный в его честь в начале 20 века на месте расположения псковского гарнизона, который ныне является центром просветительской деятельности Церкви.

Одни из самых интересных страниц в истории края связаны с именем Довмонта. Довмонт (по-литовски Домантас) был одним из литовских удельных князей. Великий князь Литовский Миндовг и Довмонт были женаты на сестрах. После смерти своей жены, Миндовг силой забрал жену Довмонта, сделав ее своей наложницей. Довмонт жестоко воздал на оскобление: он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев.

Обстоятельства жестокой междоусобицы сложились таким образом, что Довмонт с дружиной и их семьями вынужден был покинуть Литву. Он нашел прибежище в Пскове, где в 1265 году и поселился со своим домом (около 300 литовских семей). Здесь Довмонт, тогда еще язычник, крестился. С ним крестился и весь его дом и дружина. В крещении он принял имя Тимофей. Став христианином, Довмонт показал исключительные личные добродетели и приобрел уважение и любовь жителей города. Через год жители Пскова избрали его, иноплеменника, князем, отвергнув при этом сына Владимира Киевского, природного Рюриковича.

Довмонт-Тимофей княжил в Пскове 33 года до самой своей смерти в 1299 году. Княжение Довмонта пришлось на время непрестанных войн. Он предпринял несколько успешных походов с небольшой псковской дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень неоднократно совершал разбойничьи рейды в глубь русских земель. Боролся он и против датчан и ливонских рыцарей, делавших набеги на северные земли Пскова и Новогорода, участвовал и в знаменитой битве при Раковере у реки Кегалы (Эстония) в составе союзных русских войск. Псковская дружина проявила тогда замечательную храбрость: сами немцы признали Довмонта героем Раковера.

Особенно ярко видна его храбрость в одном из боевых эпизодов военной истории Пскова: тогда магистр Ливонского Ордена Отто фон Реденштейн подошел к его стенам со стенобитными орудиями и с восемьнадцатью тысяч войска, что составляло в то время огромную силу. Довмонт, не дожидаясь помощи Новгорода, предпринял дерзкую вылазку и нанес немцам ощутимый урон, причем ранил в лицо самого магистра. После этого подоспела новгородская дружина во главе с князем Юрием и дело закончилось выгодным миром для русских.

В дни мира Довмонт занимался строительством. Он построил свой первый храм на земле городского посада, которую впоследствии назовут Довмонтовым городом. Церковь была освящена в честь небесного покровителя Довмонта — св. Тимофея Газского. Позднее он построил также храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. При нем строилась и новая линия крепостных сооружений Довмонтова города.

В марте 1299 года немцы из Ливонии подошли к Пскову. Не взяв города, они сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, жестоко расправившись с братией. Во время набега были убиты св. Иоасаф Снетогорский и св. Василий, игумен Мирожского монастыря. Довмонт, который к тому времени был уже в летах, с небольшой дружиной вышел за стены города и перебил немцев. В том же году Довмонт-Тимофей умер. Похоронили его в княжеской усыпальнице. Прижизненное изображение князя сохранилось на иконе Богородицы Мирожской Оранты, где слева от Пречистой — князь Довмонт, а справа — его жена Мария (в иночестве — Марфа).

В псковской истории имя великого князя Московского Василия III связано с присоединением Пскова к Московскому государству и упразднением псковской вольницы. Еще при жизни отца, Ивана Великого, в 1499 году, Василий был наименован Великим государем Новгорода и Пскова. Новгород тогда был уже покорен войсками Ивана III, относительно независимыми оставались Псков и Рязань.

Псковская вечевая республика существовала с 1348 года, со времени заключения Болотовского договора, по которому Новгород отказывался от всякой власти над Псковом. Высшим органом власти в средневековом Пскове было вече. В Пскове был и княжеский престол, однако безраздельной властью князь обладал лишь в военных делах. Князья приглашались и утверждались вечем, института наследственной власти не было.

Вече избирало и смещало высших должностных лиц, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, принимало послов других стран, определяло размер налогов с населения, принимало решения о постройке городских укреплений, мостов, церквей, утверждало меры веса и деньги. Судная грамота регулировала область гражданских и уголовных отношений и нормы наследственного права, частных долговых обязательств и отношений Пскова с князем.

В январе 1510 года в Псков приехал дьяк Третьяк Долматов и объявил волю Василия III: «Вечу не быть, вечевому колоколу не быть, а быть в Пскове двум наместникам от Московского князя». Под общий плач псковичей сняли вечевой колокол, отбили ему уши и вырвали язык и увезли на подворье Снетогорского монастыря. Именно из Пскова в Москву были написаны послания старца Филофея, в которых сформулирована теория «Москва—Третий Рим».

Сын Василия, Иван Грозный, прибыл в Псков в 1570 году. Царь возвращался из Новгорода, который он разорил по подозрению в измене. То же ждало и Псков. Подойдя к Пскову, он остановился на погосте Любятово (ныне в черте города), где в то время был древний Никольский монастырь. Псков трепетал, ожидая гнева царя. Псковский князь Юрий Токмаков приказал вдоль улиц по въезду в город расставить столы с угощением. Наряженные горожане стояли с хлебом-солью, готовые броситься ниц перед своим государем. Когда Иван проезжал по одной из улиц, из толпы вынырнул босой юродивый Никола Салос. Подражая детям, он «оседлал» палочку и изображал из себя всадника. «Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови!» — обратился он к царю и исчез в толпе. В тот же день юродивый встретил царя в момент, когда тот приказал снимать большой колокол. Он предложил царю сырого мяса. Тот отказался. «Ты делаешь хуже, питаешься плотью человеческой», — заявил юродивый и добавил: «Ступай отсюда, прохожий человек! А то скоро не на чем будет тебе ехать!» Вечером пал любимый конь Ивана. Царь предпочел послушаться грозных предупреждений и покинул Псков, не нанеся ему вреда.

В царствование Ивана Грозного шла изнурительная для России Ливонская война. В силу приграничного по отношению к Ливонии положения, жителям Пскова и его пригородов пришлось вынести львиную долю связанных с войной тягот и лишений. Псков на протяжении столетий вел борьбу с противником, которому противостояла Россия в Ливонскую войну. Неслучайно поэтому внимание царя к Пскову и его рубежам. Здесь, на западе и юго-западе он в 30-х годах 16 века основывает ряд укрепленных замков, обносит крепостной стеной Псково-Печорский монастырь. Во главе своих полков царь в 1563 году стоял в Великих Луках. С Иваном Грозным связана история возникновения Успенского Святогорского монастыря, где сейчас находится могила А. С. Пушкина. Именно Иван Грозный по докладу псковского князя Юрия Токмакова приказал основать монастырь на Синичьей горе, — на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1569 году.

В царствование Грозного шла кровопролитная Ливонская война. Баторий взял у Грозного Полоцк (1579), затем Великие Луки (1580) и, война перешла в пределы Московского государства, были взяты псковские пригороды Опочка и Красный; неприятель пробил каменную стену Острова, разрушили башню, и Остров сдался на милость короля. Поляки стремились к Москве, но на их пути стоял Псков. 1581 году в августе месяце Баторий подошел к Пскову. Любопытно то впечатление, которое произвел Псков на поляков, что нашло отражение в дневнике похода: «Любуемся Псковом! Боже, какой красивый город, точно Париж! Помоги нам, Господи, с ним справиться!».

Руководство обороной было поручено князьям Василию Федоровичу Скопину — Шуйскому и Ивану Петровичу Шуйскому. Иван Васильевич опасался измены и поэтому боялся посылать от себя войско. Псков должен был в основном полагаться на свои силы.

Страх, посеянный в народе опричниной и жестокостью Грозного, приносил свои плоды: русские легко сдавались неприятелю и переходили на службу к Стефану Баторию; один Псков представлял счастливое исключение.

Началась продолжительная осада. Русские защищались упорно. 8-го сентября, во время главного штурма, войска Батория сделали пролом в стене, захватили две башни (Свинузскую и Покровскую), враги уже врывались в город; но русские, ободряемые князем Шуйским, взорвали, сделав подкоп, Свинузскую башню. Баторий потерял разом до 5000 человек. После этой неудачи, король с большим трудом поддерживал дисциплину в войске. Чтобы поднять боевой дух армии, Баторий отправил отряд овладеть Псково — Печерским монастырем — крепостью, но и здесь потерпел неудачу. Неудача Батория под Псковом, позволила Грозному начать переговоры о мире. И Ям-Запольский мирный договор (15 января 1582 года) между Россией и Речью Посполитой на 10 лет обеспечил перемирие и сохранение прежних русских границ. Псковичи установили памятник славным защитникам города, празднуя 300-летие обороны.

Город Псков был пожалован Шуйскому в «кормление» Иваном Грозным, все последующие годы он был наместником, отлучаясь только для походов против шведов и по московским «государевым» делам. Уже по окончании Смутного времени к Пскову подступили шведские войска. Стремясь взять в России большую военную добычу и обеспечить себе сильные позиции на переговорах, Карл-Густав начинает военные действия на Северо-Западе России. В 1614 году он овладел Гдовом, а в следующем году осадил Псков.

Карл-Густав к началу осады Пскова имел 16 000 войска. Однако псковичи под воеводством боярина Василия Морозова и Феодора Бутурлина стойко держались. 3 октября шведы повели решительный штурм, но и он окончился неудачей.

Длительный переговорный процесс при посредничестве английского короля закончился в феврале 1617 г. подписанием договора о мире между Россией и Швецией. Ослабленная смутой Россия вынуждена была уступить многие русские земли и города, однако России возвращался Новгород, Старая Русса, Ладога, Порхов и исконно русские территории на Северо-Западе.

Во время Северной войны (1700—1721 гг.) Петр I неоднократно посещал Псков. Сражение под Нарвой в ноябре 1700 года выдвинуло Псков на передний план военных действий. С 1701 года город становится базой русских войск под общим командованием фельдмаршала Бориса Петровичa Шереметева. Петр придавал большое стратегическое значение Пскову, был здесь частым гостем, сам руководил работами по укреплению города.

Псковские ремесленники уходили на корабельные верфи, металлургические заводы, возводили Санкт-Петербург, ежегодно выделяли часть доходов на содержание Адмиралтейства. В армии Петра сражалось 10 псковских полков, они не раз отмечались наградами Царя как при Нарве и Орешке, так и в турецких походах. После Полтавской битвы в 1709 году город потерял свое приграничное положение, граница по окончании Северной войны прошла далеко от Пскова. С этого времени Псковская крепость стала памятником старины. При Александре Павловиче в 1823 году Псковская губерния была причислена к Остзейским (т. е. Прибалтийским) провинциям под начальство рижского военного генерал-губернатора.

Император Николай II побывал здесь в 1903 году, осмотрел памятники старины и святыни. Псков в 1917 году стал последним городом, куда Николай II прибыл как государь. Здесь в ночь со 2 на 3 марта 1917 он подписал телеграмму об отречении. На здании Псковского железнодорожного вокзала в 1997 году была установлена памятная доска, посвященная 80-летию тех трагических событий. В псковской церкви св. Александра Невского хранится Ветхий Завет, принадлежавший самому царю.

Тяжкие испытания пришлись на долю области в годы Великой Отечественной войны. Река Великая была рубежом обороны наших войск. Во время оккупации здесь было сильное партизанское движение. Центром движения были Себежские леса, Дедовичский район. В 1944 году была образована Псковская область в современных границах (часть территории после распада Российской империи была в составе Латвии). Во время оккупации города области утратили значительную часть своих памятников (например, полностью лишился исторической застройки город Великие Луки). Но и после войны область была одной из самых бедных. Тяжело демографическое давление она испытывала со стороны Ленинграда, куда шел значительный отток населения.

Псковщина в истории русской культуры связана прежде всего с именем А. С. Пушкина, но также М. П. Мусоргского и многих других. Особую роль ее памятники сыграли в начале 20 в., когда огромный пласт русской культуры был заново открыт. Здесь побывали живописец и реставратор Игорь Грабарь, архитекторы В. А. Щуко и А. В. Щусев, художник Н. К. Рерих.